Налоговый кодекс под огнём слухов: что реально ждёт бизнес и граждан?

Коллаж nofake.kz/
Тема НДС в сети обрастает новыми интерпретациями. «Эксперты» раскачивают маятник общественного доверия и вводят население в очередную пучину заблуждений, порождая новые домыслы. Некоторые из них не преминули воспользоваться возможностями нейросетей. До вступления в действие нового Налогового кодекса осталось несколько месяцев. Чтобы предотвратить фейки, ответственные за разработку закона ведомства проводят работу по информированию бизнеса и населения.
Так, с участием главы Миннацэкономики Серика Жумангарина прошёл семинар по основным поправкам в Налоговый кодекс. Жумангарин на этой встрече заявил, что правительство открыто к диалогу и что «кулуарных решений никто принимать не будет». Он попросил не нагнетать панику вокруг Налогового кодекса.
«Работа активно продолжается с участием Национальной палаты предпринимателей. Я хотел бы коротко остановиться на принципах, которые мы будем исповедовать при принятии этого списка. Прежде всего, базовый принцип такой: кто до этого был в упрощёнке — в упрощёнке и останется (…). Общественное питание, гостиницы, бытовые услуги, культура, спорт и образование — всё это в разрешительных видах деятельности останется», — заявил он.
Позже, в вечер пятницы, Министерство национальной экономики выпустило пресс-релиз о новом списке ОКЭД. Как следует из сообщения, для большинства предпринимателей налоговый режим не изменится. Проекты соответствующих постановлений размещены на портале legalacts.egov.kz и будут открыты для обсуждения всеми желающими в течение 10 дней.
Под «упрощёнку» попадут большинство налогоплательщиков
Из 1111 ОКЭД порядка 795 видов деятельности выпадают из-под действия упрощённого режима, что в разрезе налогоплательщиков составляет около 30%. В их числе — обрабатывающая промышленность, строительство, недропользование, деятельность субъектов естественных монополий, оптовая торговля, ритейл на площадях более 2000 кв. м, телекоммуникации, интернет и IT, финансовые и страховые услуги, профессиональные агентские и консалтинговые услуги, НИОКР и другие. Изменения коснутся только ограниченного числа предприятий в обрабатывающей промышленности, которые работают в формате B2B — то есть как поставщики для крупных компаний.
Налогоплательщики с оборотом до 40 млн тенге в год при переходе на общеустановленный режим не будут являться плательщиками НДС.
Упрощённый режим предлагается оставить для порядка 300 видов деятельности, ориентированных на население: розничная торговля на площадях до 2000 кв. м (включая аптеки); розничная торговля по почте или через Интернет, сетевой маркетинг, а также прочая розничная торговля вне магазинов; услуги проживания, общепита, аренды жилья и транспорта; лёгкая и пищевая промышленность; пассажирские перевозки; услуги в сфере дошкольного и дополнительного образования, медицинские и социальные услуги; бытовые и строительные работы для населения; креативная индустрия, спорт, культура; сельское хозяйство.
В итоге упрощённые режимы сохранят около 70% всех налогоплательщиков
При этом, как акцентировал Серик Жумангарин, некоторым секторам «не просто закрывают доступ к упрощёнке, а дают поддержку взамен» — они получают другие льготы и хорошую господдержку через «Байтерек» и бюджетные программы.
Упрощённый режим сохранится для 46 сфер самозанятых. В их числе — ремонт обуви, образование в сфере спорта и отдыха, образование в области культуры, прочая вспомогательная деятельность в сфере образования, уборка жилых домов, деятельность в области фотографии, услуги салонов красоты, стройработы, услуги такси, аренда и прокат, ремонт компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров, предоставление прочих индивидуальных услуг.
«Прежде всего, освобождены от уплаты НДС сельхозпроизводители и крестьянские хозяйства, выпускающие продукты первой необходимости. Это означает, что юридических и экономических оснований для повышения цен на базовые продукты питания только за счёт роста НДС нет. По жилью введены переходные нормы: налог будет применяться только к квартирам, строительство которых начнётся с 1 января следующего года. Это исключает резкий скачок цен на рынке недвижимости уже сегодня. По медикаментам предусмотрен поэтапный рост ставки от 5 до 10%, что также должно снизить нагрузку на потребителей», — заявил журналистам вице-министр нацэкономики Азамат Амрин.
Как заверил Азамат Амрин, повышение ставки НДС с 12 до 16% не вызовет экономического кризиса и окажет влияние на инфляцию в размере 2–2,5%.
Реальный эффект Налогового кодекса будет заметен через 3 года
Ряд экспертов считают, что время низких налогов прошло. Следует развивать бизнес за счёт эффективности и развития бизнес-процессов и персонала.
По мнению экономиста Армана Бейсембаева, изменения предполагают не столько ужесточение денежно-фискальной политики, сколько её нормализацию. В целом нововведения обусловлены «дырой в бюджете». То, что мы как страна зарабатываем, — «мы это проедаем, никак не развивая при этом».
«Опять же, учитывая, что в экономике у нас было много разных льгот, послаблений, кого угодно одаривали различными льготами, субсидиями и т. д. Сейчас это дело потихоньку сворачивается. Конечно, для агентов рынка это ужесточение. Жёстче становится контроль. НДС был 12%, станет с нового года 16%. Все хватаются за голову и говорят: “ужас, мы все умрём”. Но надо помнить о том, что мы жили при НДС 16% и, как оказалось, ничего страшного в этом нет. О негативных эффектах мы можем только говорить, рассуждать. Но что произойдёт в реальности — никто не знает. Может, это как-то благотворно повлияет на экономику», — предположил он.
Между тем, поправки не пройдут без определённой турбулентности: некоторые игроки закроются, обанкротятся, кто-то попытается уйти в тень (хотя в эпоху цифровизации это будет мало возможным), другие попытаются переехать в Узбекистан или Кыргызстан.
«Если они думают, что их будут там на руках носить — я очень сильно в этом сомневаюсь. И, перенося свою юрисдикцию в эти страны, работая на рынок Казахстана, — это вряд ли получится, потому что в этом случае вы становитесь нерезидентом, а у нерезидентов установленный режим — 16% НДС, 20% КПН и всё остальное. Свято место пусто не бывает: кто-то уйдёт — на их место придут другие», — считает Арман Бейсембаев.
Эксперт не исключил вероятности роста безработицы. По его мнению, на перестройку уйдёт где-то год–полтора. Налоговые нововведения могут дать, по его прогнозам, около 3 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет. Между тем, экономическую ситуацию в Казахстане в следующем году будут усугублять трансформационные процессы. Возможно понижение цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель. При этом реальный эффект Налогового кодекса можно будет ощутить лишь в 2028–2029 годах — «при условии, что правила игры, предусмотренные в новом Налоговом кодексе, будут стабильными и предсказуемыми».
Арман Бейсембаев призвал Правительство не вносить постоянные правки в налоговое законодательство.
«Внедрили новый Налоговый кодекс — перестаньте менять правила, дайте рынку адаптироваться к этим правилам и попытаться вырулить в какую-нибудь сторону, принять траекторию развития с учётом правил. В ближайшие 10–15 лет новый Налоговый кодекс вообще трогать нельзя. Проблема не в том, что у вас ставки НДС повышаются и число проверок становится больше. Коренная проблема в том, что эти правила переписываются каждый 1,5–2 года. Непонятно, как на этом рынке работать, никто не обеспечивает стабильность, предсказуемость и прозрачность этих правил игры», — заключил он.
Эксперты рекомендуют отечественным предпринимателям и гражданам не поддаваться панике, а внимательно изучать официальную информацию и участвовать в обсуждении новых норм. Окончательные итоги налоговой реформы станут понятны лишь со временем. При этом всегда стоит осознавать, что цель изменений — создать более справедливую и устойчивую налоговую систему.


