Казахстанский профессор опроверг мифы вокруг вакцины от коклюша

Бесклеточная вакцина способна спасти от «болезни стодневного кашля» с минимумом побочных эффектов.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней НАО «Медицинский университет «Астана» Рафаил Розенсон рассказал об эффективности бесклеточной вакцины от коклюша, также именуемым в народе как «болезнь стодневного кашля». По его словам, многие годы активно распространялась дезинформация вокруг данного вида лечения.
«К сожалению, 27 лет назад, в 1998-м году, один бессовестный английский вирусолог по имени Эндрю Вэйкфилд, желая «продвинуть» собственную вакцину, написал о том, что вакцинация у некоторых детей могла приводить к формированию ДЦП и аутизма. Редактор одного из самых популярных в мире научно-медицинских журналов, поверив автору на слово, опубликовал эту статью», — ввел в предысторию вопроса профессор.
Как отметил доктор Розенсон, несмотря на научные опровержения мнения Вэйкфилда, дезинформирующие слухи начали молниеносно распространяться по миру.
По информации профессора, риск от использования бесклеточной вакцинации минимальный- один случай на сотни тысяч вакцинированных. А побочные эффекты не настолько тяжелы, как их описывают в различных пабликах в соцсетях. Преимуществом бесклеточных вакцин является снижение списка противопоказаний, в числе которых тяжелые первичные иммунодефициты, запущенные случаи ВИЧ-инфекции, и коагулопатии вроде гемофилии.
«Я полностью вакцинирован сам, привиты все мои детки и внуки. Наличие полноценной вакцинации позволяет родителям быть более уверенным в том, что периодически возникающие вспышки инфекционных заболеваний — наподобие уже ставших привычными вспышек коклюша и кори, обойдут ваших близких стороной и не приведут ни к каким нежелательным последствиям», — уверен доктор.
Для достижения необходимой эффективности следует провести полный курс вакцинации в первый год жизни ребенка, а также последующую ревакцинацию в преддошкольном возрасте.
В целом, вакцины против коклюша существуют в виде цельноклеточных и бесклеточных (абациллярных) форм. Последние — это вакцины, составленные из различных компонентов живой клетки.
Как отмечает доктор Розенсон, цельноклеточная вакцина также является эффективной, однако, при её введении возникает множество различных побочных эффектов. В частности, очень часто наблюдается повышение температуры, а на месте введения может возникать уплотнение вплоть до развития инфильтрата (межклеточное скопление жидкости). Другой проблемой является довольно большой перечень истинных и ложных противопоказаний.
Бесклеточные коклюшные компоненты наряду с несколькими защитными возбудителями содержатся в новом поколении комбинированных вакцин, таких как «Пентаксим» или «Инфанрикс». Препараты содержат анатоксины, гемагглютинины, пертактины и фибрии.
Отметим, коклюш – это острое инфекционное заболевание, особенно опасное для детей первого года жизни. Оно передается воздушно-капельным путем. Из-за очень высокой заразительности при отсутствии вакцинации заболевают до 80-100% детей первого года жизни, до 60% школьников и до 30% взрослых. Самая главная проблема — болезнь сопровождается чрезвычайно характерным кашлем.
«Кашель проявляется в виде нескольких серий кашлевых толчков с внезапным шумным вдохом между ними, который получил название «репризы». Еще один очень характерный симптом коклюша – рвота в конце приступа. Древние китайцы в своих медицинских учебниках называли коклюш «болезнью 100-дневного кашля», — поделился Рафаил Розенсон.
И хотя, на самом деле кашель длится не 100, а 70-80 дней, в течение этого времени во время приступа ребёнок задыхается, синеет, а между сериями кашлевых толчков, особенно у маленьких детей, может наступить остановка дыхания — апноэ, вплоть до летального исхода. Другими очень опасными последствиями коклюша являются пневмония, ателектаз, пневмоторакс.
Как поясняет эксперт, при возникновении коклюша у ребенка с первых месяцев жизни и тяжелом течении болезни в более старшем возрасте необходима госпитализация и постоянное наблюдение опытных профессионалов.


