Лицо, которое стало чужим: истории невольных героев дипфейков в Казахстане

Коллаж: nofake.kz/
Дипфейки все чаще становятся причиной личных драм. В сети все больше появляется поддельный контент, начиная от фейковых видео с участием знаменитостей и заканчивая сообщениями со знакомыми голосами, в которых звучат просьбы о деньгах и помощи. Чаще всего в ход идут лица и голоса депутатов, госслужащих, юристов, журналистов, спортсменов, врачей и других узких специалистов.
Одним из самых заметных примеров стала фальшивая реклама несуществующей инвестиционной платформы Казатомпрома. В этих видео использовались образы Димаша Кудайбергена, его родителей Каната и Светланы Айтбаевых, Розы Рымбаевой, бывшего главы нацкомпании Мухтара Джакишева, Жанны Уразбаховой и других казахстанцев.
А недавно от имени Баян Алагузовой распространяли рекламу с обещанием гарантированного дохода. В похожих видео использовали лица журналистки Динары Саду и адвоката Таира Назханова. Корреспондент nofake.kz/ связалась с невольными героями дипфейков, чтобы узнать, как они пережили этот опыт и что чувствует человек, чьё имя оказалось в поддельном контенте.
Дипфейки с изображением и голосом адвоката Таира Назханова мошенники создают уже несколько лет. Впервые он узнал об этом, когда знакомые прислали поддельные фото и видео с его участием. Образ специалиста использовали в рекламе неизвестной компании, обещающей вернуть деньги пострадавшим от мошенников. Со временем такие дипфейки стали появляться чаще и выглядить более убедительно.
«Это повторяется периодически в течение трёх лет. Со временем стали появляться более изощренные фейки. А в этом году мошенники уже не стали говорить, что это Таир Назханов. Они меня сделали Арманом Джумабаевым. Использовали ролики из моего канала и на него наложили звук. Голос очень похож на мой. Но при этом не мой текст, я так никогда не говорил, стилистика не моя. Мошенники выбрали меня для того, чтобы, пользуясь моим изображением, моей репутацией, выманивать денежные средства у других лиц. Конечно, я испытал сильное раздражение. Ведь я защищаю закон», – говорит адвокат.
Таир Назханов отмечает, что люди должны помнить — специалисты его профиля не имеют права рекламировать свои услуги. Блог, который он ведет, носит исключительно разъяснительный характер и направлен на информирование граждан о нормах законодательства.
Исполнительный директор Центра поддержки цифрового правительства Алия Оспанова также не раз сталкивалась с мошенничеством, связанным с фейками. По её словам, злоумышленники использовали её имя и фамилию, изображение для создания поддельных аккаунтов.
«Были и известные звонки «якобы с КНБ», неизвестные номера, именующие себя моим именем и фото. А буквально пару месяцев назад, мошенники использовали моё фото с Маргуланом Сейсембай для привлечения «якобы инвестиций». Очень неприятно. Особенно, когда доверчивые люди, не связавшись со мной лично шли на поводу мошенников. Считаю важным: гражданам, прежде чем доверять контенту в сетях, переходить на официальные социальные страницы лиц», – рассказала Алия Оспанова.
От дипфейков пострадал и депутат Мажилиса Сергей Пономарев. По его словам, видео с его участием выглядело настолько правдоподобно, что доставило ему немало неприятных моментов.
«Такой материал с моим участием появился около года назад. Был подделан мой голос. В сети есть сотни часов моего голоса в эфире самых разных каналов. Поэтому найти мой голос не составляет труда. Люди, которые знают меня шапочно, однозначно думали, что это мой голос, потому что нотки и интонации были сохранены. А родные и коллеги чувствовали какой-то лёгкий подвох. Мне стоило больших трудов. Были неприятные минуты, когда я делал рассылку и объяснял, что от моего имени просят деньги. Приходилось убеждать людей не верить этим сообщениям», — вспоминает депутат.
Психолог Наталья Нуралдин отмечает, что подобные переживания могут надолго оставить след в эмоциональном состоянии человека. Они нарушают внутреннее равновесие и создают ощущение потери контроля над собственным образом.
«Дипфейк наносит нарциссическую травму, удар по чувству целостности и самоценности. В обычной жизни человек узнает себя через отражения – реальные и символические: в зеркале, в глазах других людей, в том, как его видят и воспринимают. Эти отражения помогают формировать и удерживать ощущение: «это я». Когда кто-то цифровым способом подменяет его внешность, голос, поведение, происходит захват этого отражения. Человек сталкивается с образом себя, который им не создан и не контролируется им. Это вызывает тревогу, стыд и ощущение вторжения. Будто твое «я» больше тебе не принадлежит», – пояснила эксперт.
Герои нашего материала, безусловно, обращались в правоохранительные органы. Однако, по их словам, борьба с дипфейками осложняется не только развитием технологий, но и особенностями международной юрисдикции. Правоохранительные органы могут эффективно работать внутри страны, но за её пределами их возможности ограничены.
По мнению адвоката Нурлана Жанабаева, установить и наказать тех, кто стоит за созданием фейков, вполне реально. Специалист отмечает, что при обнаружении дипфейка не стоит сразу удалять или блокировать публикацию. Сначала необходимо зафиксировать материал: сделать скриншот, сохранить ссылку и записать дату и время обнаружения. При возможности стоит скачать видео или сделать запись экрана. Эти данные могут пригодиться при обращении в полицию или в суд. Все зависит от того, в каких целях использовалась подделка – для вымогательства, шантажа или распространения ложной информации. По словам Нурлана Жанабаева, в таких случаях важно не вступать в контакт с мошенниками, поскольку общение с ними может привести к новым проблемам.
«И самое главное, никак не стоит договариваться с этими людьми. Каждая переписка может ухудшить положение. Она может создать иллюзию добровольного участия в контенте, то есть ни в коем случае нельзя вступать в диалог с этими людьми», – говорит Нурлан Жанабаев.
Адвокат добавил, что, если интернет-платформа не реагирует на жалобу, ситуацию можно решить через суд. В этом случае подается иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также об удалении материала и опровержении ложной информации.
Ранее nofake.kz/ сообщал, что депутаты Мажилиса предложили признать использование дипфейков отягчающим обстоятельством при совершении мошенничества.


